«Обидный термин»: почему в России упразднили жилье эконом-класса

0
290

«Обидный термин»: почему в России упразднили жилье эконом-класса

Упразднение термина «жилье экономического класса» — первый шаг для внедрения новых стандартов строительства. Однако эксперты уверены, что уход от термина не стимулирует застройщиков формировать инфраструктуру своих проектов

В конце 2017 года Президент России Владимир Путин подписал закон о замене термина «жилье экономического класса» на «стандартное жилье». Теперь, согласно документу, требования к такому жилью — в том числе к минимально и максимально допустимым размерам жилых помещений — будет устанавливать Минстрой России.

Пока требования не будут утверждены на федеральном уровне под «стандартным» будет пониматься жилье, соответствующее условиям отнесения к жилью эконом-класса.  Представители Минстроя планирует разработать стандарты к концу марта текущего года и утверждают, что «стандартное жилье» будет сочетать в себе баланс цены и качества, начиная от качества самой квартиры, качества отделки, среды вокруг жилья и т.д. На первый взгляд речь в большей степени идет о психологическом настрое жителей и будущих покупателей жилья, которое привыкли называть экономом. Ведь как ранее заявил замглавы Минстроя Никита Стасишин, этот термин «обидный для граждан».

Всего лишь маркетинг

Зачастую классификация жилья — это лишь маркетинговый ход девелоперов. Стоит отметить, что застройщики и сами давно пытаются уйти от термина «жилье эконом-класса», заменяя его на более нейтральные — «масс-маркет» или же класс «комфорт».

Класс жилья зависит от нескольких факторов: локации, стоимости квадратного метра, количества квартир в доме, процентного соотношения однокомнатных и студий к «двушкам» и «трешкам», площади квартир и наличия социальной инфраструктуры.

С введением только термина «стандартное жилье» ситуация на рынке недвижимости не изменится коренным образом, так как и сегодня, и завтра покупатель в первую очередь ориентируется на стоимость квадратного метра, планировку, инфраструктуру объекта и репутацию застройщика.

Уверен, что простая смена понятия «жилье эконом-класса» на «стандартное жилье» не стимулирует застройщиков более сознательно относиться к формированию социально-бытовой инфраструктуры, благоустройству и озеленению территории, организации парковочных мест и пр. Поэтому для создания и развития дополнительных объектов социальной инфраструктуры девелоперы в любом случае должны сотрудничать в городскими властями.

Минстрою, в связи с принятием закона, упраздняющего термин «жилье экономического класса, предстоит тщательно разработать не только требования к «стандартному» жилью, но и стандарты комплексного освоения и развития территории, при котором будут учитываться потребности проектируемого населения в социальной инфраструктуре (медицина, образование и прочее) и занятости, с учетом интересов бизнеса.

Только в этом случаи девелоперы смогут отойти от стратегии строительства жилых комплексов с отсутствием необходимой социальной инфраструктуры.

В целом, если на рынке появятся стандарт и четкость, это исключит возможность продавать под прикрытием «эконома» квартиры низкого качества не соответствующие нормативам и с существенными недоделками, перечисление которых может составить несколько страниц.

Остается надеется, что изменения термина – это первый шаг для внедрения новых стандартов доступного и комфортного жилья, определяющих набор тех необходимых условий, который нужен для комфортной жизни людей.

Партнерство с государством                

В последние годы значительно усилился интерес к государственно-частному партнерству (ГЧП). Это новая и модная для России форма реализации инвестиционных проектов, которая должна помочь в решении целого ряда актуальных, прежде всего инфраструктурных, проблем. Считаю, что принципы ГЧП следует применять и в сфере комплексного жилищного строительства. В таком случае государство как одна из сторон партнерства выступит в роли носителя общественно значимых интересов и целей, причем исполнит не только целеполагающую, но и контрольную функцию.

В большинстве стран мира необходимость ГЧП возникает в тех сферах, где государство несет ответственность за объекты общего пользования (транспортная, социальная, коммунальная инфраструктура, культурные объекты, памятники истории и архитектуры и т.п.), так называемые «общественные службы» (public services) — ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.

Принцип ГЧП можно использовать и в строительстве жилой недвижимости. Тогда покупатель будет платить за строительство жилья, а государство – за объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.

Сегодня по сложившейся практике финансовую нагрузку по созданию таких объектов несут застройщики. С учетом этого расходы на строительство внутриквартальных и внутридворовых дорог (а зачастую и подъездных дорог) и возведение объектов необходимой инфраструктуры закладываются в цену квадратного метра жилья.

Застройщик помимо основных затрат на возведение жилых зданий, несет и дополнительные финансовые издержки при подготовке участков под строительство, которые, как правило, с обременениями, в виде расселения ветхого жилья, или реорганизации промышленной зоны. И дополнительные издержки (подготовка участка, новая инфраструктура) могут сделать проект просто нерентабельным, а это в свою очередь окажет прямое влияние на качество жилья и проекта в целом, а также скажется и на конечной цене для покупателей.

Для значимых и крупных объектов нужны льготы, как например частичная компенсация затрат на прокладку коммунальных сетей, адресно-инвестиционная помощь при строительстве объектов социальной инфраструктуры. Это позволит сократить затраты на строительство, и позволит вывести на рынок бюджетные проекты высокого качества и комфорта проживания.

Новые механизмы

Одним из эффективных механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства считается проектное финансирование (это не эквивалентно понятию «финансирование проекта»: проекты могут финансироваться и за счет других схем и инструментов), и его основное преимущество в том, что оно позволяет привлекать крупные международные инвестиции, в том числе и за счет государственной поддержки, что весьма актуально для России.

Развитию механизма проектного финансирования, может способствовать закон о синдицированном кредите, который вступил в силу с 1 февраля 2018 года.

Закон своевременно запускает для России, по сути, механизм коллективного кредитования для широкого круга предпринимателей на новом защищенном уровне и вводит в российские нормативно-правовые документы понятие «синдицированный кредит».

В настоящее время в России сложились условия, объективно способствующие дальнейшему развитию рынка синдицированных кредитов. При помощи синдицированного кредита заемщики могут получить крупные ссуды, которые не в состоянии предоставить не один банк — из-за высоких рисков или превышения законодательных ограничений. Синдицирование снижает кредитный и страховой риски на одного заемщика.

Использование синдицированных кредитов позволит аккумулировать необходимые кредитные ресурсы, в частности, для осуществления крупных долгосрочных инвестиций при проектном финансировании, инвестиционном кредитовании, выдаче банковских гарантий, снизить риски банковской деятельности в стране.