Россию обрекут на топливную голодовку?

0
35

Рост экспорта нефтепродуктов не оставит горючего на посевную и сбор урожая

Отечественный рынок нефтепродуктов ближайшим летом рискует столкнуться с дефицитом горючего и резким ростом цен. Одна из причин — гибкая система налогообложения перерабатывающих компаний, позволяющая в большей степени зарабатывать на поставках топлива за рубеж, нежели на его продажах внутри страны. Дополнительным фактором, влияющим на стабильность российского рынка горючего, служит увеличение экспортного потенциала России. Так, например, недавно введен в эксплуатацию новый продуктопровод «Волгоград-Новороссийск». Эксперты предрекают, что частные компании не упустят шанса за счет него увеличить свои поставки за границу, а продажи топлива внутри страны могут снизиться, что поставит под угрозу посевную и сбор урожая.

Россию обрекут на топливную голодовку?

Ключевой причиной возможного топливного дефицита на отечественном рынке эксперты называют существующий механизм фискального регулирования в перерабатывающей отрасли. Он привел к тому, что эффективность производства готового горючего внутри страны резко снизилась, что привело к отрицательной доходности российских НПЗ и максимальному увеличению экспорта в ущерб внутренним потребителям.

По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, вследствие этого частные компании получают возможность максимизировать экспорт нефтепродуктов. В настоящее время российская нефтепереработка фактически субсидируется государством, так как такая таможенная система дает приоритет НПЗ в выборе поставок топлива. По оценке Минфина из-за гибкого механизма сбора пошлин в 2017 году отечественная казна уже недосчиталась 1 трлн рублей.

Причем, «снять сливки» производителям топлива позволяют, в том числе, и государственные структуры. Например, «Транснефть», которая не так давно ввела в эксплуатацию новый экспортный продуктопровод «Волгоград-Новороссийск». Дело в том, что экспорт, например, одной тонны дизельного топлива позволяет заработать на $50 больше, чем его реализация на внутреннем рынке. Частники, заинтересованные в сиюминутной прибыли, это отлично понимают. Их продажи на российских торговых площадках в разы меньше, чем у компаний, принадлежащих государству. Так, в I квартале этого года один из лидеров сырьевой отрасли ЛУКОЙЛ реализовал на бирже менее 280 тыс тонн «дизеля», а аналогичные сделки «Сургутнефтегаза» едва дотянули до 120 тыс тонн.

В ближайшем будущем объемы сделок по продаже дизельного топлива могут еще больше сократиться. Общий объем внутреннего потребления этого вида горючего в нашей стране составляет около 33 млн тонн. Мощность запущенного «Транснефтью» продуктопровода «Волгоград-Новороссийск» составляет 8 млн тонн. Все это топливо, объем которого объем превышает четверть годового потребления в России, может уйти за границу. Как полагает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, увеличение доходности поставок на внешние рынки в значительной степени влияет на насыщение внутреннего рынка и на ценовую конъюнктуру. Он не исключает, что стоимость топлива в России будет увеличиваться гораздо большими темпами, нежели инфляция.

С ним согласен Рустам Танкаев. Он уверен, что после введения трубопровода в эксплуатацию ситуация на отечественном рынке горючего рискует оказаться критической. «Южные российские регионы теряют значительные объемы топлива, цена на него автоматически взлетает, ведь поставкам на внутренний рынок предлагается альтернатива, которая выглядит куда заманчивее», — отмечает аналитик. Он уверен, максимизация экспорта дизеля грозит привести к дефициту авиатоплива, а также сказаться на посевной и сбору урожая в этом году, так аграрным компаниям придется либо экономить на горючем, либо покупать его по более высокой цене.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.