Ставка невысокого полета: чем опасно повышение НДС для региональных авиарейсов

0
452

Ставка невысокого полета: чем опасно повышение НДС для региональных авиарейсов

Возврат «докризисных» ставок НДС для внутренних рейсов, следующих транзитом через Москву, ляжет тяжким бременем на авиакомпании, считают опрошенные Forbes аналитики

Минфин предложил изменить ставки НДС на региональных рейсах: обнулить для прямых маршрутов и увеличить с 10 до 18% для полетов через Москву, пишут «Ведомости». Налоговый маневр может быть произведен до конца 2022 года. Очевидно, это является реакцией на поручение Владимира Путина увеличить к этому времени долю прямых рейсов до 50%. В настоящее время она составляет всего 20-25%.

«Предложение Минфина вторично. Еще летом мы выступили с инициативой обнулить НДС для рейсов, не завязанных на Москву, — заявил Forbes ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов. — Это было поддержано как Минтрансом, так и отраслью в целом. Правка, которую внес Минфин в наше предложение, заключается в повышении ставки налога для транзитных рейсов через столицу — с 10 до 18%. И вот это уже не очень хорошо. Даже, скорее, плохо».

В настоящее время Москва является плечом в 3/4 всех действующих маршрутов, продолжил эксперт. Рост НДС приведет к тому, что на отрасль ляжет дополнительное налоговое бремя в объеме 6 млрд рублей.

«Позитивный эффект от обнуления НДС для прямых рейсов будет полностью съеден негативным. Вообще достаточно странно бить по одной области ведения бизнеса, чтобы заставить компании эффективнее действовать в другой области», — отметил Борисов.

Налоговая ставка была снижена с 18 до 10% в разгар кризиса, соответствующий закон был подписан Владимиром Путиным в апреле 2015 года. При этом воздушные перевозки пассажиров и багажа в Крым и Севастополь сейчас вовсе освобождены от уплаты НДС.

«На момент принятия решения потери бюджета оценивались в 33 млрд рублей. Неудивительно, что сейчас Минфин хочет эти доходы вернуть. С другой стороны, правительство и президент, да и общество — все говорят о необходимости развития авиаперевозок, децентрализации, выхода за пределы московского авиаузла», — заявил глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Трансформация потерь

По его мнению, если предложение Минфина будет принято, произойдет трансформация потерь — бюджет недополучит прибыль по другим статьям:

«Не следует вот так в лоб пытаться повысить доходы. Предполагается, что если отыграть назад эти 8%, бюджет получит дополнительные 19 млрд. Но по факту произойдет трансформация потерь. Ведь логично предположить, что доля прямых рейсов, попадающих под нулевую ставку, возрастет. Потери будут и по другим статьям: например, снизится количество рабочих мест, меньше отчислений будет поступать с продажи топлива центральным авиаузлом».

Другим следствием станет подорожание билетов на направлениях, где организация прямых рейсов экономически нецелесообразна из-за недостаточного пассажиропотока.

«Нельзя забывать, что авиаотрасль идет вслед за платежеспособным спросом. Снижение НДС хотя бы до какой-то степени затормозило рост цены на билеты. Так что для отрасли было бы лучше, если бы сохранилась 10% ставка, если нельзя ее совсем обнулить. А еще лучше — если бы Минфин переехал куда-нибудь в Новосибирск: хорошая стимуляция для развития внутреннего сообщения», — предложил Пантелеев.

В марте стало известно о том, что Минфин подготовил законопроект, вводящий нулевую ставку НДС для авиакомпаний, летающих на Дальний Восток и в Калининградскую область. По словам главы Минвостокразвития Александра Галушки, это позволит наращивать пассажиропоток на 2-3% в год. Предположительно, закон вступит в силу в июле этого года, льготы будут действовать до 2020 года. 

Закрылки родины: как обеспечить прямые рейсы для региональной авиации