Закрылки родины: как обеспечить прямые рейсы для региональной авиации

0
399

Закрылки родины: как обеспечить прямые рейсы для региональной авиации

Половина региональных авиаперевозок должна осуществляться напрямую, об этом Владимир Путин заявил в послании к Федеральному Собранию. Но эта цель не может быть достигнута без децентрализации российской экономики, полагают эксперты

К 2022 году половина региональных перевозок должна будет осуществляться напрямую, минуя Москву. Об этом заявил президент России Владимир Путин в ежегодном послании к Федеральному собранию. По его словам, для этого необходимо реконструировать сеть региональных аэропортов. Однако поставленная цель не может быть достигнута без децентрализации российской экономики, полагают эксперты.

«Если мы говорим о прокладывании воздушных маршрутов между каждой парой существующих городов, то это нереалистично и необоснованно. Просто нет такого пассажиропотока, — рассказал Forbes глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Если же речь идет о городах, между которыми сообщение уже есть, но оно идет через Москву, тогда это вполне реальный сценарий развития нашей гражданской авиации».

Однако прямые рейсы не являются самоцелью, продолжил эксперт. «Для маршрутов, где Москва является срединной точкой, скажем, при движении с северо-запада на юго-запад, организация стыковочных рейсов абсолютно логична», — заключил Пантелеев.

Вечный транзит

Сложившаяся практика стыковочных перелетов экономически обусловлена и отказаться от нее будет непросто — такого мнения придерживается ведущий научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов: «Сегодня до 80% трафика идет через Москву, однако это не прихоть авиаперевозчиков, а отражение сложившейся экономической модели. В столице сосредоточена большая часть российских авиакомпаний, здесь проходят основные денежные потоки, присутствует платежеспособный спрос. Чтобы развести трафик по регионам требуется реальная экономическая мотивация. Фактически, речь идет о глобальном процессе децентрализации экономики».

Один из способов мотивации перевозчиков — понижение или обнуление ставки НДС для внутренних рейсов. Такая идея в 2017 году обсуждалась  на правительственной комиссии во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем. Расходы на НДС закладываются в стоимость билета, соответственно, обнуление даст возможность понизить стоимость перелета.

Другой механизм развития региональных перевозок — государственное субсидирование. «Речь не должна идти о постоянном субсидировании убыточных направлений, — убежден Федор Борисов. — Однако есть такое понятие, как «раскатывание маршрута». Пока привыкнут пассажиры, пока они убедятся, что это постоянный маршрут. Думаю, что господдержка должна осуществляться трехлетними циклами».

При этом субсидиант и перевозчики должны быть готовы к тому, что часть маршрутов все-таки «не взлетит», и не относится к этому как к провалу, добавил эксперт.

Инвестиции в небо

Как заявил глава Минтранса Максим Соколов, финансирование программ развития сети региональных перевозок должно осуществляться, в основном, на средства частных инвесторов. «Уверен, что для этого должны быть задействованы все источники, но большая часть — это средства инвесторов и внебюджетное финансирование. Программа реализуется уже сегодня, ее надо наращивать для решения задач, поставленных президентом», — цитирует ТАСС Соколова.

«Так же требуется составить открытый и прозрачный список заведомо убыточных, но стратегически важных маршрутов, которые государство обязуется субсидировать на постоянной основе», — добавил ведущий научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

В середине февраля стало известно, что правительство России намерено рассмотреть вопрос о субсидировании дальних региональных перелетов. Соответствующее предложение внес  сенатор от Бурятии Вячеслав Наговицын. Речь идет о маршрутах, протяженностью свыше 350 км. Если решение будет положительным, субсидии могут закрепить за рейсами в Таксимо, Нижнеангарск и Кырен.